«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»: разбор игры The Trail
Геймдизайнер студии Digital Bee Garden Сергей Нилов разобрался, как работает мобильная игра The Trail от разработчика Питера Молиньё.
Питер Молиньё — известнейшая личность в мире геймдизайна. О нём знают, прежде всего, по таким легендарным сериям, как Dungeon Keeper, Black & White и Fable. Также все в курсе его склонности обещать то, что не может выполнить, однако к сегодняшнему проекту это не относится — я узнал про него уже после релиза, так что обещаний не слышал.
Почему вообще есть смысл разбирать его очередное творение? Очень просто: он всегда старался привнести в индустрию что-то свежее, посмотреть на знакомые игровые штампы под другим углом, и это у него удавалось. Посмотрим, удалось ли в этот раз.
Игра рассказывает нам про поселенца, который направляется к западному побережью Америки во времена золотой лихорадки. Пешком. Он идёт или бежит от костра до костра, собирая по дороге ресурсы, из которых потом делает предметы. Их можно использовать или продать. Со временем переходы становятся всё длиннее, а условия всё хуже, вынуждая игрока искать новые вещи и запасаться едой. После того, как герой достигает первого города, начинается вторая стадия игры, в которой также нужно бегать и собирать ресурсы, только приносить уже в город, развивая его.
Почему я вынес этот пункт так высоко? Дело в том, что в официальном пресс-релизе особо подчёркивалось, что игрой можно управлять одним пальцем. Покосившись на индустрию, где почти все проекты управляются именно так, я заинтересовался, какие именно причины заставили авторов сделать такое заявление.
Оказалось, что причин нет. Камера, закреплённая за плечом персонажа, как в Mass Effect, управляется инвертировано. Точнее, как на компьютере — поворачивается в сторону движения пальца. Мне, привыкшему прокручивать мир вокруг, как в Google Street View, это оказалось крайне непривычным. Собираемые предметы висят в воздухе и часто представляют собой десяток пикселей, по которым трудно попасть пальцем, да и просто рассмотреть нелегко.
С отзывчивостью управления местами швах. Чтобы ускорить или притормозить героя, нужно провести по нему пальцем. Но отклик такой, что приходится дважды вести палец и то, если удастся попасть.
Да и окна не отличаются дружелюбностью: они навязчиво закрывают четверть экрана, дезориентируя игрока, а единственный способ закрыть — смириться с тем, что они предлагают.
Я выделил отдельный пункт из-за того, что их много. Мастер держит планку и радует нас необычными решениями.
Главная изюминка — сумка. Все найденные в пути и созданные предметы располагаются в ней по размеру. Не по объёму, а по площади, при этом насыпаясь в сумку сверху, как в Disney Tsum Tsum. Особое удовольствие — располагать не влезающие ресурсы горкой, чтобы не выпали. Однако, в какой-то момент произошло странное: однотипные предметы начали «стакаться», освобождая место, что ударило по нарративу.
Другая хорошая находка — поле для крафта. Это площадь три на три, на которой нужно располагать ресурсы так, как показано на инструкции. А прекрасно оно тем, что даёт огромное пространство для самостоятельного изучения, ведь роль играют не только сами предметы, но и их расположение. Подозреваю, что рецепты самых редких высокоуровневых предметов невозможно найти иначе как методом научного тыка.
Третья находка, играющая больше на нарратив, это письма из дома. После прохождения некоторых этапов возле костра игрок встречает почтальона с письмом из дома и может написать ответ. Он пишется сам, но мы можем выбирать темы. Спросить про младшую сестру или собаку? Пожаловаться на погоду, или енотов? Похвастаться тем, что научился крафтить топор или деревянную птичку? И ответ, пришедший вскоре, является реакцией именно на его письмо, а не стандартной болванкой. Это великолепная нарративная механика, которую, я уверен, стоит перенять многим играм с обширной текстовой составляющей.
Зато присутствует весьма спорный список задач. В нём 12 пунктов и он выпадает в самом начале игры. Лично меня такое количество миссий обескуражило и слегка испугало, хотя скорее всего оно необходимо: огромное количество возможностей открывается далеко не в первый час.
В игровом сообществе существует течение, выступающие против доната в бесплатных играх. Они утверждают, что все игроки должны находиться в одинаковых условиях, а монетизацию противопоставляют искусству.
Здесь же всё наоборот. Отличный геймплей и головокружительные виды соседствуют с жесточайшим донатом. Не то, чтобы баланс был особо сложным. В основном игроку приходится следить за голодом и целостностью одежды, а стартовый набор даёт неубиваемый шмот и бездонный желудок, что кардинально меняет геймплей, превращая атмосферный «выживастик» в лёгкую прогулочку по местам Америки.
И это не плохо, так как позволяет отвлечься от бытовухи и насладиться главным — исследованием и добычей.
The Trail 9+
Присоединяйся к нашим первопроходцам в грандиозном путешествии по неизведанным землям. Доберись до города Иден Фоллс — исследуй, производи, собирай, торгуй, открывай и, в итоге, колонизируй и строй.
Новейшая игра от Питера Молиньё, легендарного дизайнера и создателя жанра симулятора бога, оживит фронтир на твоем устройстве. Среди предыдущих игр от Питера Молиньё следует отметить Theme Park, Dungeon Keeper, Fable, Syndicate, Populous и Godus.
Характеристики игры The Trail:
КРАСОТА
Двигаясь по тропе, любуйся различными ландшафтами и фантастическими видами.
РАССЛАБЛЕННОСТЬ
Двигайся по тропе с помощью смахиваний и перетягиваний, используя лишь большой палец. Овладеть игрой и наслаждаться ею смогут все.
НАЖИВИ СОСТОЯНИЕ
Отправляйся в Новый Свет, чтобы нажить себе состояние! Научись производить и торговать.
СОЗДАЙ СООБЩЕСТВО
Присоединись к городу, чтобы открыть больше возможностей, и трудитесь сообща, чтобы превратить его в самый лучший город в Новом Свете!
УНИКАЛЬНОСТЬ
Никогда прежде тебе не доводилось играть во что-либо, похожее на The Trail!
The Trail
The Trail – симулятор путешественника и исследователя на Андроид. Игрокам предстоит погрузиться в яркий рисованный мир с трехмерной графикой. Выберите себе персонажа из приведенных вариантов и начните свое путешествие по миру. Вначале ресурсы и возможности персонажа ограничены, но спустя 30-40 минут можно улучшить ситуацию. Встречайте друзей по всему миру и собирайте ценные предметы. Идя по тропе, вы найдете много раковин, ценных вещей и различных ингредиентов, которые можно комбинировать.
Продажа вещей поможет вам собрать достаточно денег на новую одежду, инвентарь и даже на свой собственный дом. Вы можете построить его в большом городе. Но до него еще нужно дойти. Игра симулирует действия путешественника, движение по проложенным маршрутам и привалы с костром и отдыхом. Восстанавливайте свои силы и отправляйтесь в путь. Можно медленно исследовать мир или пробежаться по тропе трусцой.
Открытый мир
Локации не ограничиваются зеленым лесом и бесцельным движением в перед. Тут масса отличных локаций: от дикого запада, до массивных лесных пиков. Только вам решать, куда заведет вас дорога приключений. Ищите предметы, и собирайте из них ценные вещи. Продавайте свой скарб другим, и получайте деньги для дальнейшего развития. Игра сопровождается ненавязчивыми подсказками, помогающими разобраться в базовых механиках. Откройте для себя мир путешествий и исследования окружающей среды, где встречаются уникальные персонажи.
Обзор ПК-версии The Trail
Казалось бы, какое будущее светит жанру симулирования обыденных действий? Чего мы уже только не повидали: симуляторы дальнобойщика, уборщика, камня, хлеба, козы, разработки игр да прочее. Большая часть этих игр вышла уже давненько, да только никто о них не забыл — та же самая серия Sims, которой до сих пор нет конца и края (ну правда, люди приходят с работы / учёбы, убираются в доме, кушают, а затем садятся за игру, где нужно работать, учиться, убираться по дому и кушать). Это мне всегда казалось странным. Куда более странным показалась The Trail, появившись на Android год назад. На этот раз придумали симулировать ходьбу, саму обычную. Да ещё не абы как ходьбу, а по прямой линии с возможностью шагать только вперёд. Мир сходит сума? Тем не менее, проект стал быстро популярен благодаря скандальному прошлому разработчика — Питера Молинье и его студии 22Cans. По неизвестным сообществу причинам Питер забил, как говорил мой учитель военного дела, большую ядерную боеголовку на оба своих прошлых проекта (и единственных) — Godus и Godus Wars.
Лавина оборванцев
Жизненный путь игрока начинается у порта. По стопам пропавшего дядюшки, юный герой отправляется в путешествие по миру. Куда идти и что делать ему не ведомо, но есть надежда на великие свершения. В этом мире не слыхали о современном транспорте, в глаза не видали лошадей и всё делают по старинке. Топать от лагеря к лагерю приходится ножками, будучи одетым в тряпьё да на голодный желудок. Что нашел по пути — положил в сумку-инвентарь, а что не влезло — выкинул. Из яблок и ягод можно варить различные блюда, начиная с мелких соков, заканчивая воистину велики рецептами. Само собой, магии тут нет, так что нельзя так просто взять фрукт и превратить его во что-то более съедобное. Сначала будь добр отыщи ветошь, брёвна и мясо, причём зачастую такой лут на дороге не валяется, а создаётся ручками. Скрафтил топор — срубил дерево. Скрафтил рогатку — убил кролика, добыл мех, хвосты и мясо. При этом нельзя забывать о собственном состоянии организма: постоянно кушать и тёпленько одеваться. Ботинки и штаны дают бонусы к скорости перемещения, кофта и шапка повышают максимальную выносливость (здоровье), а сумка, ну, задаёт размеры инвентаря. Это даже не столько симулятор, сколько выживалка.
Главный сюжет тут, как бы, отсутствует. Периодически герой получает весточки из дома и высылает обратные письма, там разрешают выбирать наборы фраз, чисто ради юмора и разнообразия. Никакого физического смысла во всём этом нет — можно нести полнейшую чепуху, получать такую же в ответ и радоваться. Есть, правда, ещё список наполеоновских задач, своего рода набор дел для досуга. Ну, типа дойти до некой точки, сварить еду, обосноваться в городе, стать мэром, стать самым крупным городом сервера, эээ, да. Всё это мелкие задачи, которые можно игнорировать, тем более выполняются сами по себе по ходу дела. Города же это в первую очередь возможность использовать чат для общения с другими геймерами и совместно заниматься крафтом да улучшениями своих домов. По факту все города пустуют и никто там активно не играет, а жаль. Многие тупо взламывают игру и проходят пиратскую версию, где доступа в онлайн нету. Наверное, задрать цену в $10, учитывая полный провал своих прошлых двух проектов, было чересчур оптимистично. Также игра доступна на мобилках бесплатно, хоть и с микротранзакциями. В общем, кооперативности сильно не хватает, а хочется.
Визуально описать The Trail сложно, ведь она выглядит так, будто сошла с Paint прямиком к нам в руки. Многие текстуры чрезвычайно упрощены и имеют лишь парочку полигонов, цветность весьма ограничена, да и декора по больше части слишком мало. Везде видны острые края (эффект лесенки), баги анимации и графики (деревья торчат прямо из каменных гор), а также ошибки коллизии местности (например, когда перед тобой выбегает енот герой взлетает в воздух). Частенько хочется сделать вид, что ты ничего не видел и это был просто страшный сон. Но сон не заканчивается. Ближе к середине прохождения заметно повышается накал лагов благодаря неотключаемому блюру, лучам солнца и куче ненужной графики. В целом всё это терпимо, но, опять же, не тянет на свой ценник. Зато музыка тут одна из самых позитивных и приедающихся за многие годы игростроя — её приятно слушать, её не хочется выключать и она дарит действительно тёплые ощущения жизнерадостности. Звуки же по больше части отсутствуют, да они тут и не нужны. Атмосфера, вот, тоже вполне хороша, есть целая куча различных биомов и локаций, пускай и без достопримечательностей. Можно сказать, природа в своём первозданном виде.
Эр-пэ-гэ
За посещение каждого нового лагеря выдают небольшое количество монет профессии, по сути это очки навыков, которые тратятся на прокачку. Монет всегда нехватает, если точнее, соотношение необходимого количества к доступному составляет 10 к 1. Ещё их можно получить за выполнение тех самых наполеоновских свершений и более мелких заданий лагерей (собрать 'х' единиц лута или срубить 'x' деревьев). Дерево навыков разделено на пять равноценно полезных веток: лесоруб, охотник, повар, исследователь и ткач. Каждая ветвь подразделяется на ранги. Первый ранг даёт выучить самые базовые навыки выживания и крафта, второй уже более продвинутые шмотки и блюда, а также более прочные инструменты. Дальше следует более интересный выбор — определиться с основной профессией. В зависимости от выкачанного третьего ранга, вы строите собственный дом с эксклюзивным станком для обработки лута в более сложный тип. Такие станки необходимы для развития домов, иначе не найти балки, кожу и всяческие гвозди. Если в твоём городе нет народу, то и заняться подобным не получится, ибо один в поле не воин.
В целом система крафта интересна, она намного шире общепринятого уровня. Вот только прокачиваться следует строго в одном направлении, иначе нигде не преуспеешь. Если же сможешь хорошенько развить одну ветку, скажем, поварскую, то будешь продавать пирожки и окорочка в 10 раз дороже обычного, делая целую кучу денег из воздуха. В каждом лагере установлен пункт живого обмена, где есть своего рода луто-резка. Всё что она измельчит превращается в звонкую монету, но покупка напрямую другим геймером приносит больше дохода. Правда, другими персонажами управляет AI, поэтому сложно оценить механику адекватно. Со временем начинаешь просчитывать действия наперёд и обманывать систему, наваривая в разы больше. Мало того, есть ещё и туча багов, например, при каждом входе я обнаруживаю целую кучу супа у себя в сумке. Откуда он берётся — не понятно. Также один из личных сундуков в доме у меня заглючил и постоянно генерирует ботинки. Я не жалуюсь — всё добро идёт либо на рынок, либо на выполнение заданий склада.
Да, есть тут городские квесты для всех горожан, но выполнять их приходится самому. Обычно заставляют загрузить под 150 единиц различного лута, причём каждый следующий квест становится жестче. В награду дают слитки золота, которые идут на строительство особых зданий (например, почта разрешает сменить город или основать свой, а питомник позволяет обзавестись собакой). Очень жаль, что вдоволь насладиться и этой механикой не получается, я прошелся по всем темам форума, но так и не нашел активных городов. Не то чтобы тут прям совсем нужна была помощь других человеков, но добрая половина геймплея становится автоматически недоступной, а хотелось бы получить всю полноту. Ещё товары в инвентаре хранить тяжело, тот ограничен по весу и вместимости. А перегрузка снижает скорость движения на пути к следующему лагерю — чем дольше идёшь, тем сильнее хочешь кушать. Если не кушать, то рухнешь без сил и потеряешь содержимое сумки (в общем, так было раньше, а тут я не проверял). В жарких зонах ещё и перегрев приходится снижать, в холодных согреваться, а в болотистых проводить очистку от грязи. Чем дальше проходишь, тем тяжелее становится тропа, и тем интереснее становятся элементы выживания.